Общественный интерес: Завтра начальника


Почему правители сегодняшней России держатся за власть и контроль, подобно перевозбужденной овчарке, ухватившей зубами палку? Ответ на этот вопрос дает «Левада-центр», измеривший рейтинг Юрия Лужкова после его отставки. Вклад бывшего мэра в жизнь столицы оценивается как преимущественно негативный, а его увольнение москвичи в целом приветствуют.

Обаяние власти — универсальный феномен. Любому лидеру, начальнику за статус положены премиальные. Но картина падения Лужкова — клинически чистый случай.

Лужков был не просто тяжеловесом. В Москве его любили — по крайней мере таково было общее представление. Это представление, подтверждаемое рейтингами и опросами, мэр конвертировал в политический капитал и даже при позднем Путине оставался крупной фигурой — «мэром, избранным москвичами». Но стоило его снять, разоблачив на ТВ, как от народной любви не осталось следа.

Значение самих разоблачений не надо преувеличивать: москвичам не сообщили про их мэра ничего нового. Единственная новость, сигнал, который им был послан, состоял в том, что Лужков потерял доверие руководства и оттого сам перестал быть начальником, которого надо уважать и поддерживать. Сигнал прошел как нож в масло.

И это очень тревожный знак. Оказалось, что можно выстраивать отношения, добиваться поддержки, раздавать гарантии, работать над имиджем, развивать и пропагандировать свой успех — в общем, делать то, что принято называть политикой, — и все это не дает ровным счетом никакого эффекта. Этот накопленный багаж — иллюзия. Вроде бы он есть, пока есть власть в ее чисто административном смысле, но щелк — и он исчезает будто песок сквозь пальцы.

Проблема тут не в конформизме: делайте что хотите, а мы подстроимся. Проблема в том, что этот конформизм является следствием полного отсутствия доверия — не к кому-то конкретно, а вообще как питательной среды для политики.

Отсутствует, если угодно, понятие репутации. Любая регалия, любая заслуга сама по себе обладает нулевой ценностью и ничего не значит вне административной системы. Не случайно государственные награды превращаются в бирюльки, которые раздают к пенсии.

Не может ученый сегодня быть гениальным, а на следующий день бездарностью. Его реноме базируется на доверии научных кругов. Политику тоже нужно на что-то опираться. Но оказывается, что за пределами вертикали власти никакой опоры не существует. Снимите его с крючка этой вертикали, как Лужкова, так комфортно на ней висевшего, и он просто полетит вниз.

Рейтинги — мираж, и это если не знают, то интуитивно осознают и те, кто их обеспечивает, и те, кто их добивается. Рейтинги отражают не доверие, а контроль, его подменивший. Элита, начиная с Путина и кончая средней руки партбоссом, понимает, что живет в вакууме, и это понимание определяет ее мысли и настроения.

Зачем бороться за общественное доверие, если ему грош цена? Зачем инвестировать и планировать на перспективу, если можно вывести капитал или выйти в кэш? Зачем думать про послезавтра, если завтра может вообще не быть? Надо бы удержаться сегодня, а на следующий день хоть потоп.

Опубликовано: 2010-11-26
Источник: vedomosti.ru

1263940289

Notice: ob_flush(): failed to flush buffer of Combiner::replace_content (1) in /var/www/html/economics-online.org/news.php on line 71