Час икс: О пользе пробок


Все в российской истории случается неожиданно. Статус-кво кажется вечным, но меняется мгновенно. Именно поэтому задаться вопросами о жизни после смерти стоит именно сейчас, когда видимых причин для потрясений нет. Насколько жизнеспособны альтернативы существующей системе? Что и как менять, когда в неведомый пока час икс возможности для политических перемен вдруг появятся?

Признание проблемы дорожных пробок в Москве должно показать населению, что новый мэр — отличный управленец. Однако полное решение проблемы может совершенно неожиданным образом оказать представителям властвующей элиты медвежью услугу. Реноме эффективных управленцев будет подкреплено ценой разрушения некоторых основ их собственной власти: пробки способствуют разобщенности «электората» и ослабляют потенциал коллективных действий, в том числе протестных. А значит, пробки превратились в важный элемент сохранения статус-кво.

Москва — родина пробок

Рост количества ссылок на документы, в которых встречается комбинация слов «пробки» и «Москва», в последние месяцы близок к экспоненциальному. Только за октябрь, когда в Москве произошла смена власти, число таких ссылок выросло в три раза, достигнув миллиона. При этом средняя загруженность московских дорог растет, но далеко не такими темпами.

Нельзя сказать, что претензии на звание родины пробок, по аналогии с советским анекдотом о СССР как родине слонов, совершенно лишены оснований. Средняя загруженность московских дорог медленно, но неуклонно растет, несмотря на непрерывную реконструкцию старых и строительство новых дорог. Вместе с ней растет и среднее время, проведенное московскими автомобилистами в пробках: сегодня время на перемещение из пункта А в пункт Б по свободным от пробок дорогам Москвы нужно умножать как минимум в два раза.

При международных сравнениях Москва тоже регулярно оказывается в числе наиболее не приспособленных для перемещения на автомобиле городов мира. Впрочем, по данным проведенного в первой половине 2010 г. исследования IBM Commuter Pain Survey, Москва не вошла в тройку наиболее проблемных крупных городов мира, заняв четвертое место (после Пекина, Мехико и Йоханнесбурга) из тех 20 мегаполисов, жители которых были опрошены.

В общем, проблема пробок в Москве действительно остра и требует решения, но объявлять из-за нее ударную капиталистическую стройку и всеобщую мобилизацию вряд ли нужно. В первую очередь — из-за прагматических интересов самих представителей нынешней властвующей элиты. Важно лишь правильно их понять.

Очередь за дефицитом

Одним из главных элементов советской повседневности было стояние в очередях — за колбасой, шапками и билетами в «Ленком». К началу 1990-х гг. почти треть советских людей проводила в очередях три и более часа ежедневно, а в среднем простой советский человек тратил на стояние в них 1 час 45 минут (Boeva, Irina & Shironin, Viacheslav, Russians between State and Market: Generations compared, Studies in Public Policy No. 205, 1992; средняя взвешенная рассчитана мною по данным цитируемых авторов). Стояние в очередях было символическим выражением подчиненного положения одних и власти — других. Власть проявлялась как раз в способности получить дефицитный продукт из-под прилавка, в обход очереди. Работники торговли, или «торговая мафия», от которых и зависела возможность получить дефицит без очереди, на этом основании не только повышали престиж своей профессии, но даже претендовали на политическую власть. В Москве, где снабжение было поставлено лучше, политические претензии «торговой мафии» звучали особенно весомо, что подтверждает ряд громких уголовных дел в первой половине 1980-х гг.

Те же, кто не имел блата, стоял в очереди, тратя свои время, нервы — и социальный капитал. Затруднительно любить маячащего впереди ближнего, в авоське которого может исчезнуть последний кусок колбасы. Конфликты и ссоры, всеобщее подавленное настроение были неотъемлемым элементом советских очередей. Проще выместить злобу на этом самом ближнем, чем на восседающих на политическом олимпе, тех, кто обеспечивал воспроизводство общих правил игры. Начальники далеко, жалобами и письмами в «Правду» их не пронять.

Неудивительно, что одним из наиболее серьезных и понятных самым широким массам аргументов против советской системы было упоминание опыта стояния в очередях. Наблюдавшаяся в самом начале массовая поддержка радикальных реформ объяснялась во многом именно этой надеждой на жизнь без очередей.

Очередь на дороге

Однако после 20 лет постсоветских реформ очереди не исчезли — они лишь переместились из магазинов на дороги. Дефицит товаров сменился дефицитом инфраструктуры — общественного блага, — в том числе и дорожной. Из-за стояния в пробках, этих очередях на дороге, в 2009 г. средний москвич терял примерно час ежедневно, или 340 часов в год (http://newsmsk.ru/article/25Aug2010/probki_reyting.html), в 2010 г. эта цифра еще больше возрастет, вплотную приблизившись к показателям начала 90-х.

Подобно очередям в магазинах, пробки на дорогах оказываются проявлением особой системы властных отношений. Напрашиваются параллели между «торговой мафией» 80-х и ГИБДД сегодня: и те и другие имеют преимущества прежде всего из-за неизбежности очередей. Без пробок сотрудники ГИБДД были бы теми, кем они, собственно, и должны быть: не жрецами с жезлами, а рядовыми чиновниками, предоставляющими весьма ограниченный набор услуг участникам движения. В нынешних же условиях они распределяют современный дефицит — дающие преимущества в пробках «блатные» номера и проблесковые сигналы. Есть они у тебя — и пробки почти нипочем.

Как и советские очереди, дорожные пробки мало способствуют развитию или хотя бы сохранению христианской любви. Главная задача стоящего в них — не помощь ближнему, а слежение, чтобы он не влез вперед, не подрезал. Ради этого в ход идут и кулаки, и травматика, и огнестрельное оружие. Ближний превращается из потенциального союзника в коллективных действиях по изменению общих правил игры (при которых больше ресурсов тратится на производство общественных благ и обеспечивается большая прозрачность финансовых потоков) во врага, в объект неизбежной в таких условиях агрессии.

Вредный совет государю

Всеобщая мобилизация на борьбу с пробками в лучшем случае позволит повысить эффективность государственного управления по одному из направлений (ибо требуемые ресурсы все равно придется перераспределять за счет отказа от других целей). При этом гипотетический успех в ней подорвет несколько основ превалирующей в сегодняшней России модели власти, т. е. будет достигнут за счет падения эффективности самой власти, понимаемой как способность членов элиты обеспечивать подчинение населения и бизнеса своей воле (В. Ледяев. Власть, авторитет и господство в России: основные характеристики и формы, в кн.: Административные реформы в контексте властных отношений, под ред. А. Олейника и О. Гаман-Голутвиной, М., 2008).

Во-первых, жизнь без пробок даст гражданам больше поводов ненавидеть не друг друга, а сложившиеся правила игры. Шансы на совместные действия, без чего изменения правил игры невозможны, в результате возрастут. Больше половины участников опроса IBM Commuter Pain Survey отметили, что освобождение от необходимости простаивать в пробках позволит им проводить больше времени с семьей и друзьями. А доверие к людям вообще, столь важное для политического действия, имеет своим источником именно этот опыт ассоциативности на уровне повседневности.

Во-вторых, сокращение пробок обесценит ряд столь ценимых представителями российской властвующей элиты привилегий: «блатные» номера, мигалки, производящие на сотрудников ГИБДД впечатление «корочки», и многое другое. Дойдет до того, что не отличишь простолюдина от государева человека!

Так что мудрый градоначальник не переусердствует в борьбе с пробками. Он будет искать особое «равновесие пробок». С одной стороны, затруднения на дорогах не должны превышать некоего предела, после которого рядовые граждане стреляют друг в друга слишком уж часто и имеют склонность к спонтанным бунтам. С другой стороны, проезд по дорогам не должен быть слишком свободным, что чревато опасным увлечением ассоциативными начинаниями и ростом любви к ближнему, которые в перспективе могут сделать подданных менее зависимыми от власти. Так что правильный лозунг нынешнего момента — не искоренение пробок, а доведение их интенсивности до равновесного значения. И тогда статус-кво ничего не угрожает.

Опубликовано: 2010-11-19
Источник: vedomosti.ru

1263940289

Notice: ob_flush(): failed to flush buffer of Combiner::replace_content (1) in /var/www/html/economics-online.org/news.php on line 71